Мы получили много запросов и хотим помочь вам разобраться в этой ситуации
Делитесь статьей с друзьями и коллегами – это поможет избежать лишнего стресса
Давайте разбираться
Госдума в первом чтении приняла законопроект, который может изменить систему медицинского образования. Главная новость – это запрет на дистанционное обучение для врачей и медицинских работников с марта 2025 года.
Почему еще рано переживать? Законопроект отправлен на доработку и впереди много этапов согласования.
Наши юристы изучили информацию для вас, рассказываем, что может измениться для образовательных организаций и медиков.
Коротко о законопроекте
Цель, заявленная авторами законопроекта, – повышение качества подготовки медицинских работников. Какие изменения предлагают внести авторы?
-
Единые требования к программам обучения. Министерство здравоохранения РФ наделяется полномочиями разрабатывать и утверждать стандартные программы дополнительного профессионального образования для медиков.
-
Запрет на применение исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ – больше никакой дистанционки, практическая подготовка должна проходить в очном формате.
-
Образовательные организации должны соответствовать новым лицензионным требованиям– это касается преподавателей, оборудования, материально-технической базы и т. д. Соответствие этим требованиям будет подтверждаться заключением Росздравнадзора.
На каком этапе находится законопроект
и чего ожидать в ближайшем будущем
На сегодняшний день законопроект был принят в первом чтении и отправлен на доработку.
По каждому пункту законопроекта Госдума вынесла заключение для доработки, рассказываем подробнее:
Единые требования к программам обучения: Госдума обратила внимание, что передача Минздраву полномочий по утверждению типовых программ (п. 11 ч. 7 ст. 76 ФЗ № 273-ФЗ) дублирует уже существующие нормы и может ограничить гибкость программ с учётом региональных особенностей. Кроме того, предлагаемый пункт 71 этой статьи уже был признан утратившим силу, что вызывает вопросы (Заключение Госдумы, стр. 1-2).
Госдума критически отнеслась к предложению передать Минздраву право утверждать все типовые программы обучения для медиков. В настоящее время учебные заведения имеют право разрабатывать примерные программы в соответствии с Федеральным законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации», с учетом профессиональных стандартов и потребностей рынка труда. При этом Минздрав уже наделён правом разрабатывать примерные дополнительные профессиональные программы (ч. 3 ст. 82 ФЗ № 273), и предоставлять ему это право повторно не требуется.
Если ввести типовые программы, они будут одинаковыми для всех и не смогут учитывать, например, региональные особенности. Регионы потеряют возможность готовить специалистов под свои реальные нужды и ресурсные возможности, а учебные заведения — гибкость в подходе.
Запрет на дистанционное обучение: Законопроект вводит запрет на полностью дистанционное обучение (ч. 21 ст. 82 ФЗ № 273-ФЗ), однако такой запрет уже установлен ч. 3 ст. 16 ФЗ № 273-ФЗ и перечнем профессий Минпросвещения, что делает новое положение избыточным (Заключение Госдумы, стр. 2).
Госдума также сочла излишним повторно запрещать полностью дистанционное обучение в медицине, поскольку подготовка медицинских работников уже включает обязательную практическую часть, предусмотренную статьей 82 Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
Добавлять его ещё раз — это как поставить два одинаковых дорожных знака подряд. Это создаёт путаницу и бюрократию, которые усложнят жизнь и учебным заведениям, и медикам.
Статистика подтверждает, что большинство законодательных инициатив, внесенных в Государственную Думу — 1450 проектов были отозваны, возвращены или отклонены, из них 949 — уже на стадии первого, второго или третьего чтения.
Значительная часть законопроектов так и не доходит до реализации, особенно если они не учитывают реальные потребности системы.
Новые лицензионные требования: Введение обязательного заключения Росздравнадзора (п. 51 ч. 15 ст. 91 ФЗ № 273-ФЗ) о соответствии образовательных организаций новым требованиям противоречит ФЗ № 323-ФЗ, так как в нём нет таких полномочий у этого органа, что создает правовую коллизию (Заключение Госдумы, стр. 3).
Требование получать заключение Росздравнадзора также вызвало вопросы. Представим ситуацию: учебный центр обучает медиков, но ему нужно подтвердить, что у него достаточно преподавателей, оборудования и др. в короткий срок.
Для этого он должен пройти проверку Росздравнадзора, хотя этот орган, согласно закону «Об охране здоровья граждан», такими полномочиями не наделен. И если наделить данный орган таким правом, он как минимум столкнется с большим количеством обращений со стороны учебных центров.
Поэтому предлагаемые изменения в законопроекте создадут больше проблем, чем пользы. Они добавляют административные барьеры для учебных заведений и создают новые сложности для медиков. Также некоторые предложения уже учтены в текущем законодательстве, поэтому их повторное введение просто не имеет смысла.
Без паники – сейчас ничего не меняется
Помните, принятие любого законопроекта – это сложный и длительный процесс, который проходит несколько этапов:
➦ Первое чтение — оценивают общую идею законопроекта, его актуальность и соответствие Конституции. Если концепция поддержана, документ одобряют и отправляют на доработку.
➦ Второе чтение — детальный разбор, внесение поправок, устранение противоречий и правки статей. Этот этап может растянуться на годы.
➦ Третье чтение — окончательное утверждение. Вносятся лишь редакционные правки, после чего законопроект выносится на голосование.
Реализовать такой закон быстро не получится — учебные центры и госорганы просто не готовы к таким масштабным изменениям. Не хватает ни ресурсов, ни оборудования, ни специалистов.
Очно-заочная форма с применением ДОТ VS Онлайн обучение
Из-за насыщенного рабочего графика медикам сложно выделить время для учебы. Поэтому важно выбрать удобный и эффективный формат обучения.
Дистанционные технологии помогают учиться без отрыва от работы, но важно понимать разницу между полным онлайн обучением и очно-заочным с применением дистанционных образовательных технологий.
Вы просто получаете доступ к теоретическим лекциям, тестам и экзаменам онлайн. Такой формат может показаться удобным, но на самом деле он
не дает достаточной глубины знаний. Без обратной связи, практико-ориентированного подхода и живого обсуждения сложно освоить материал, особенно в медицине, где важны реальные навыки.
В таком формате нет обсуждений с экспертами, разбора клинических случаев и возможности получить ответы на вопросы. Это делает процесс обучения поверхностным и менее эффективным.
Здесь обучающийся не остаётся один на один с материалами: учебный процесс включает в себя, практико-ориентированные видео, текстовые лекции с актуальной нормативной базой и современными подходами к диагностике и лечению, разбор реальных кейсов, участие в тематических вебинарных мероприятиях, общение с экспертами по обучению и возможность организации очных практических занятий.
Такой формат позволяет глубже понять материал, сформировать необходимые навыки и быть уверенным в своих знаниях в реальной работе.
➦ Ситуационные задачи и кейсы – разбор проблем и ситуаций из клинической практики, позволяющий отрабатывать навыки диагностики и принятия решений.
➦ Практико-ориентированные видео – демонстрация медицинских манипуляций и разбор алгоритмов действий, чтобы теория подкреплялась практикой.
➦ Преподаватели-практики – наше обучение разрабатывают и ведут кандидаты и доктора наук, практикующие врачи с многолетним опытом.
➦ Тематические вебинары – возможность получать актуальную информацию, разбирать сложные вопросы и задавать их экспертам.
➦ Возможность организации очных практических занятий – мастер-классы, тренинги, организованная практика в клинике на которых студенты осваивают новые навыки, эффективные методики и современные подходы к лечению.
➦ Онлайн-общение с преподавателями в чате – возможность оперативно получать ответы на вопросы и разбирать сложные темы.
За 8 лет в сфере образования для медицинских специалистов мы сделали все, чтобы дать вам необходимые знания и навыки для решения реальных профессиональных задач. Мы гордимся тем, что построили программу обучения так, чтобы у вас не осталось вопросов при выходе на работу — только уверенность и готовность действовать.
Заключение
Понимаем, что новости о новом законопроекте могут вызывать у вас беспокойство.
Но, как мы уже объяснили в статье, процесс принятия закона включает несколько этапов и может затянуться на годы. Кроме того, в текущей ситуации государству просто не хватит ресурсов для быстрой реализации подобных изменений.
Сейчас вокруг этого законопроекта много тревоги и неопределённости, и мы хотим поддержать вас – дарим скидку 20% на обучение.
Жмите на кнопку и пройдите обучение уже сейчас
Получить скидку 20%